Невероятные рекорды и сегодня достигаются в монастыре. В присутствии зрителей, фото- и видеокамер отдельные монахи способны голыми руками дробить каменные глыбы, ломать деревянные балки, пробивать кирпичную стену.
Кончиками пальцев они сдирают кору с деревьев или выдергивают гвозди, глубоко вбитые в доску. Ломают о голову кирпичи, вонзают в горло наконечники копий, в живот — острые заточки… ни крови, ни страданий, спокойные улыбки на лицах! Любопытные не видят “кухни”, многолетней подготовки к ошеломляющим чудесам: самобичевания, бега вокруг обители с мешками песка, привязанными к ногам…
Не видят, как много лет подряд монах, например, закаляет пальцы. Сначала он тычет ими в мешок с рисом. Потом рис заменяют песком. Пальцы роговеют, кожа на них шелушится и заменяется новой, и так несколько раз; а монах знай себе долбит мешок… Песок сменяется железными опилками, щебнем. Неудивительно, что однажды свехтерпеливый ученик обретает “алмазный палец” или одним тычком проламывает плиту…
Учителя цигун убеждены, что прийти к подобным результатам может лишь человек, не столько развитый и закаленный телесно, сколько научившийся концентрировать в одной точке энергию ци. От реальности до легенды здесь только шаг: если воспитанники Шаолиня могут делать все, упомянутое выше, то почему бы не поверить, когда о них рассказывают и более странные вещи? Скажем, сбивают с ног противника взглядом или силой воли гасят свечу, зажженную за стеной (предварительно «почуяв», что свеча зажжена)?..
читать дальшеНе переходил ли и вправду Бодхидхарма реку Янцзы по верхушкам тростника? Не создавал ли милейший Сюи Минтан живую змею из бумаги?..
Осмелюсь предположить: предел возможностей, все-таки, есть, хотя он лежит далеко за границей доступного обычному человеку.
Нам, как биологическому виду, намного больше миллиона лет; двадцать пять тысячелетий назад человек создавал наскальные фрески в живописной технике, которую заново открыли только художники Возрождения, а за восемь тысяч лет до рождества Христова осуществлял трепанацию черепа… Боюсь, что за такое время даже слепой, интуитивный поиск силы привел бы — имей организм резервы паранормальных свойств — к совсем другому облику цивилизации.
Вряд ли развилась бы механика наряду с общедоступным (или хотя бы присущим особо тренированным группам) телекинезом — способностью силой воли двигать и разрушать предметы. Телепатия, чтение мыслей на расстоянии, сделала бы ненужными не только телеграф или радио, но и самое устную речь! Мы можем много, но не больше, чем позволяют свойства белкового тела, изученные физиологией. И примиримся с этим. Шаолинь доказал, что отведенные нам Богом пределы достаточно широки…
Хотя, пожалуй, сама традиция горного монастыря предполагает некоторую мифологизацию его достижений. Пришло время поговорить о двойном лике «чудес Китая»…
На раннее утро назначена церемония в монастыре. Спускаемся по ступеням от своей гостиницы «Дхарма холл». Ниже — плац огромной, на 7000 учеников, школы кунфу. Здесь приходится огибать юных спартанцев, спящих на ковриках или в спальных мешках. Ирина восхищается оранжево-розовыми облачными перьями восхода.
Единственная улица еще пустынна, хотя в некоторых лавках и кафе горит свет. Ночь, медленно отступая, залегает под мостами, в русле пересохшей и заросшей бурьяном речушки (я для себя назвал последнюю «Шаолинькой»). Близкие горные склоны темны.
У ворот монастыря собирается вся интернациональная команда цигунистов. Нас приглашают войти. Тихо проходим под взглядами громадных раскрашенных статуй небесных императоров, хозяев четырех сторон света. Большие выпуклые глаза яростны. У одного из царей в руке зонт, способный закрыть целые страны от дождя; другой держит меч, страшный для злых духов…
Как и повсюду, буддизм в Китае столкнулся с местными языческими верованиями — и премудро включил старых китайских богов в свой пантеон. Обретя новую религию, чжунгийцы не расстались с родными раем и адом. Через дорогу от Шаолиня, в другом храме, я видел подвал с пугающими статуями скованных демонов…